21 дек. 2010 г.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО


ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Самым древним местом поселения славян в Европе является побережье среднего Дуная. Отсюда часть их расселилась по Дунаю, ближе к Чёрному морю, другая двинулась к северу Европы, заняла побережье балтийского моря и его острова; треть через Карпаты двинулась в северо-восточном направлении и осела по берегам Днепра и его притоков. Постепенно расселяясь, славяне дошли на севере до озера Ильмень и Финского залива. Задолго до начала 
9 в., когда о славянах появляются первые упоминания в истории, они уже жили вдоль торгового пути, пролегавшего по рекам через всю Россию с торговыми центрами в городах Киеве и Новгороде.


Упоминания о славянах, совершавших морские набеги на византийцев, появляются в первой половине 9 века. Христианство, проникавшее на южные окраины Руси уже в эпоху Аскольда, при Святославе получило право гражданства. Мать князя, Ольга, сменила языческую веру на православную, а ее внук Владимир решился сделать христианство государственной религией.

Послы Владимира, побывав за морем, стали склоняться к византийской вере. Это решение оказало огромное влияние на дальнейшее развитие искусства в России. Характер первых каменных построек также был византийским. Искусство, поначалу черпавшее вдохновение непосредственно из греческих истоков, оказалось под новым мощным воздействием, надолго обусловившим его судьбы.

Киевские церкви времен Ольги и Владимира не сохранились. Некоторые из них сгорели, другие были разрушены татарами. Самым древним памятником 11 века, дошедшим до наших дней, считается софийский собор, построенный великим князем Ярославом. Св. София горела два раза, но часть стен храма с мозаиками и даже фресками уцелела. Живопись сохранилась до наших дней только потому, что долгое время была закрыта штукатуркой более поздних эпох. Киево-Печерская лавра, построенная в конце xi веке, не сохранилась в своем первоначальном виде. Она стала одним из первых русских монастырей.

На севере Руси возводились деревянные храмы. Даже в таком городе, как Новгород, первый софийский собор был деревянным. Из Византии были выписаны мастера – ремесленники, знавшие общие законы архитектуры однотипных церквей. Выстроив в Новгороде софийский собор, они создали образец для дальнейших сооружений подобного рода. Вместе с этими мастерами в Новгород пришли и живописцы («писари»). Одной из особенностей новгородских, как и древних киевских, церквей являются голосники: горшки или кувшины, горизонтально вмазанные в стену для поглощения и отражения звука. На западе отдельные колокольни не возводили. У нас в глубокой древности было принято привешивать колокола отдельно на деревянном срубе. Позднее каменные колокольни стали воздвигать отдельно от собора

               

ИСКУССТВО РУССКОГО СЕВЕРА
 На севере Руси возводились деревянные храмы. Даже в таком городе, как Новгород, первый софийский собор был деревянным. Из Византии были выписаны мастера – ремесленники, знавшие общие законы архитектуры однотипных церквей. Выстроив в Новгороде софийский собор, они создали образец для дальнейших сооружений подобного рода. Вместе с этими мастерами в Новгород пришли и живописцы («писари»). Одной из особенностей новгородских, как и древних киевских, церквей являются голосники: горшки или кувшины, горизонтально вмазанные в стену для поглощения и отражения звука. На западе отдельные колокольни не возводили. У нас в глубокой древности было принято привешивать колокола отдельно на деревянном срубе. Позднее каменные колокольни стали воздвигать отдельно от собора.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Новое великое владимиро-суздальское княжество активно соперничало с Киевом, чье могущество уже клонилось к упадку. На новых храмах владимирского княжества сказалось, прежде всего, влияние романского стиля, процветавшего в ту пору на западе.

После разорения Киева Батыем, когда русская церковь озаботилась поисками безопасного пристанища, киевские митрополиты стали чаще наведываться во Владимир. Наконец там была устроена постоянная резиденция, сохранившая за собой прежнее название.

Дмитриевский собор – самая интересная владимирская церковь конца 12 века. Он довольно хорошо сохранился. Он был построен иностранными мастерами.

                             НАЧАЛО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Период возвышения владимиро-суздальской Руси был непродолжителен. Центром «собирания Руси» суждено было стать Москве. В результате междоусобиц князей и нападений татар Москва сгорала до основания несколько раз. По преданию, первой церковью кремля на Бороницком холме была церковь рождества предтечи с патриаршим двором митрополита Петра. Несколько позднее, в 1330 году, Иван Калита заложил первый каменный собор спаса на бору. В первоначальном виде этот собор не сохранился (по окончании работ он горел, затем поляки, опять пожар, французы превратили его в конюшню). Перед коронацией императора Александра третьего целая провели капитальную реставрацию собора.

Перед кремлем расположена красная площадь с лобным местом. Она может быть названа одним из самых интересных исторических мест Москвы.

На площади возле Спасских ворот возвышается самое оригинальное и интересное здание древнерусского зодчества – собор покрова богородицы, известный в народе под именем Василия блаженного. Храм был построен в 1555-1561 гг. Зодчими Бармой и Постником. Это необычное здание, в котором удивительным образом сочетаются разные стили. Весь храм кажется нагромождением террас, на которых словно собраны несколько церквей разных размеров, стилей, цветов и форм.

К западу от кремля расстилается девичье поле. С одной стороны к полю прилегает Новодевичий монастырь, основанный в 1525 году. Его построили в память об освобождении от врагов Смоленска.
                                             РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
Археологи обычно различают три вида древнерусской иконописи. Новгородский с большими пробелами на платьях, в сугубо греческом духе; московский с золотом и суздальский с пробелами в виде тоненьких бликов. Однако все они представляют собой незначительные варианты византийского искусства.
В первые века христианства в живописи преобладала символика. После падения Рима центр христианского искусства переместился в Византию.

Канон иконописной живописи был выработан еще в 10-11 вв. Художники искали образец, а, выработав его, впоследствии только повторяли; канон становился обязательным, и отступление от него строго запрещалось. 
Живопись «аль-фреско» по сырой извести требовала высокой скорости работы, так как роспись нельзя было исправить.
В конце 16 века появилось два вида живописи – московский, строгого стиля и строгановский, отличавшийся яркостью красок и золота.
Самыми первыми русскими художниками были иконописцы, заимствовавшие технику письма у греческих мастеров церковной живописи, которые появились на Руси после введения христианства.
Первый художник, биография которого дошла до нас, был монахом Киево-Печерской лавры. Олимпий жил в 12 веке и был причислен церковью к лику святых.
В начале 15 века появился знаменитый монах-живописец Андрей Рублёв, расписавший церковь благовещения во Владимире - на –Клязьме и благовещенский собор в московском кремле. Работы Рублёва считаются превосходнейшими произведениями; по постановлению стоглавого собора (1551) они стали обязательными образцами для подражания.







1 комментарий: