17 июн. 2010 г.

Уфа со своей четырехвековой, историей находясь, на пересечении Европы и Азии скопила в себе то историческое переплетение культур и эпох различных народов. Это можно проследить, пройдясь по уфимским музеям. Несмотря на то, что музеев немного, оказавшись в них, начинаешь чувствовать себя современником тех ушедших от нас эпох.
Большинство музеев Уфы как бы собранны в центральной части города, в так называемой Старой Уфе. Предлагаю вам краткий экскурс по истории развития культуры края и самого города.
Начнем путешествие с Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. Начало коллекции этого музея было положено самим Михаилом Васильевичем Нестеровым, родившемся в Уфе и навсегда сохранившим теплую память о родных местах. 
Музей «живет» в бывшем особняке купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, построенном в стиле ар-нуво, или как принято в России говорить в стиле модерн. В 1913 году М.В. Нестеров, ревнуя о художественном просвещении своих земляков, подарил родному городу собрание русских мастеров второй половины XIX-XX веков, в которую входили произведения Шишкина, Левитана, Ярошенко, Бенуа, Архипова и многих других художников, составляющих сегодня славу русского искусства. Самым же ценным «сокровищем» этого дара были 30 работ самого дарителя.
Основное ядро коллекции музея сложилось в 20-30 годы XIX века. Именно тогда оформилось музейное собрание древнерусского искусства, одно из самых  ценных в восточной части России. В 1921 году через Государственный музейный фонд в Уфу поступили иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина XVI века и уникальные образа работы Симона  Ушакова. Благодаря М.В.Нестерову в 1929  году из Русского музея были перемещены жемчужины русской живописи, в том  числе знаменитая «Ночь в Венеции» работы И.К.Айвазовского. В музее собрана уникальная коллекция русского футуризма и авангардизма. Наверное, всякий кто слышал о футуризме, не может не знать имени Давида Давидовича Бурлюка создавшего около 200 полотен,37 из которых ныне постоянно экспонируется в музее. Музей может гордиться коллекцией западноевропейского искусства, в которой представлены мастера мировой живописи и графики, такие как А.Каналетто, Дж. П.Паннини, И.Ланкре, К.Ж.Верне, Л.Бакхейзен, А.Дюрер, Дж. Б.Пиранези, Ф.Бартолоцци, и другие.
Музей постоянно участвует в зарубежных выставках в Германии, Голландии в  Австрии, а в собственных залах принимает выставки художников Китая, Германии, Италии. Прошлой осенью в музее проходила выставка графики, керамики и скульптуры Сальвадора Дали из коллекции Александра Щедрина.
Вторым музеем нашего путешествия, который находиться через 2 улицы от Нестеровского музея, является Музей археологии и этнографии народов Башкортостана. В музее сосредоточенны богатейшие собрания по всем периодам древней и средневековой истории Южного Урала. Поистине бесценная составляющая Сарматская коллекция. Представляющая собой предметы быта древних сарматов, в том числе 26 золотых фигурок оленей. Золотые архары, женские украшения, посуда, всего более 700 экспонатов сарматской эпохи представлено на экспозиции в музее.
Как думаю, вы уже поняли, что крупные уфимские музеи расположены довольно недалеко  друг от друга. Следующий музей на нашем пути самый старейший музей города, основанный в 1864 году, это Национальный музей республики Башкортостан.
Коллекция музея включает этнографические, естественнонаучные, нумизматические собрания, украшения, предметы вооружения, одежду, предметы интерьера.
В экспозиции музея можно найти коллекцию рукописных арабографичных книг. Большое внимание уделено оформлению экспозиций, что прекрасно позволяет окунуться в ту или иную эпоху Южного Урала и России.
 Одним из самых теплых и маленьких музеев Уфы является Мемориальный дом-музей Александра Эрастовича Тюлькина. Стараниями учеников Александра Эрастовича, и его вдовы Антонины Николаевны дом, в котором он жил, избежал сноса, сохранилась замечательная коллекция натюрмортов, пейзажей, портретов. Тюлькин живописец, тонкий, глубокий колорист, мастер преимущественно пейзажа и натюрморта, вобравших в себя образы старой русской Уфы, башкирского, уральского края. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны в Третьяковской галереи, Русском музее, Музее искусств народов Востока, и т.д. Большая часть его работ находиться  собрании музея имени М.В. Нестерова в Уфе. Музей окружен прекрасным садом из сирени. В нем чувствуешь себя как в родном доме, где тепло и пахнет легким чуть сладковатым запахом сирени. Наверное, именно дух этого музея и самого Александра Эрастовича привлекает его посетителей. Совершенно неожиданно для меня стал тот факт, что специально в музей Тюлькина приезжают из Европы, и даже с Арабских Эмиратов. 


Совсем недалеко от музея А.Э.Тюлькина спустившись, вниз по переулку пред нами предстает мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова.  Музей является памятником архитектуры XVIII века, именно здесь в доме деда старика Зубова, прошло детство маленького Сережи Аксакова. Именно этот дом обессмертил он на страницах своей книги, принесшей ему мировую известность «Детские годы Багрова-внука».
Дом представляет собой 7 комнат, литературная состоит их двух залов знаменитой голубой гостиной.
Экспозиция музея, воссоздающая атмосферу и интерьер второй половины XVIII века, знакомит посетителей с историей города и уфимской губернии, а также помогает ознакомиться с семейной хроникой Зубовых-Аксаковых, с друзьями семьи, показывая как местное окружение, семейные взаимоотношения и бытовое устройства формировали духовным мир классика языка русской литературы.
В экспозиции представлены материалы, период театрально-критической деятельности писателя, о  его творчестве в контексте русской литературы XVIIIXIX веков, его близком окружении.
Также одна из комнат посвящена детям и внукам, Аксакова – Ивану и Константину которые являлись одними из идеологов славянофильства. В голубой гостиной представлен уголок дома губернатора. Материалы этой части зала связанны с деятельностью еще одного сына Сергея Тимофеевича, Григория, который в середине XIX века являлся губернатором Уфимской губернии (к сожалению, от собственно самого губернаторского дома Г.С.Аксакова остался только фасад).
Хоть музей и является носителем той ушедшей от нас эпохи, в нем постоянно  чувствуется неугасаемая свеча жизни. Музей ведет активную научно-исследовательскую работу, ежегодно проводит Аксаковские дни, научные чтения, выставки, летературно-музыкальные вечера, костюмированные балы. Посетителями музея были выдающееся деятели культуры и искусств: ученый-востоковед, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, писатель П.Л. Проскурин, прозаик В.Г. Распутин, историк моды А.А. Васильев.
Также говоря, об С.Т. Аксакове стоит рассказать об недавно созданном виртуальном музее, посвященном сказке «Аленький цветочек» «Алоцвет» где собранны уникальные электронные собрания всех иллюстраций к сказке «Аленький цветочек», книг С.Т. Аксакова, биография писателя и его семьи, переписку  родителей С.Т. Аксакова, критические статьи, литературные очерки, сказки, статьи посвященные Ф.И. Шаляпину.
На этом я хочу завершить такое вот небольшое путешествие по Уфимским музеям. Я старался рассказать о своих любимых музеях с душою, думаю, у вас возникло желание приехать в старый русский город столицу прославленной Башкирии.

1 комментарий:

  1. Zdravstvyjte,dorogoj zemliak moj!-)*

    V glybine serdza zashemilo ot etix slov y menia...
    Bezymno prijatno projtis po myzeiam Yfii posmotret na vse Vashimi glazami,da eto dejstvitelno o4en prijatno,potomy4to sootvetstvyet moim vzgliadam na isskystvo i kyltyry vo mnogom!
    Aaaax! Kak lublu ja eti proizvedenia isskystva xydoznikov rysskix iz myzeja Nesterova!!!
    Po4emy-to na serdze vsegda nemnozko bolno,kogda smotriu na eti prekrasnie kartini!
    Mne nravitsa vse tam:kraski i 4ystva,4to peredani s neopisyemoj estestvennostiu,tak zivotrepeshit vse tam ili ze ''otdixaet''na etix polotnax!
    SPASIBO ogromnoe Vam za etot prekrasnij ekskyrs!-)))*

    S y vazeniem k Vam i luboviu k Rossii,
    ***Violetta***

    ОтветитьУдалить