10 авг. 2011 г.

Надежда Ламанова: от императорского платья до народного костюма

О Ламановой написано много и многими, целью этой статьи не является открыть нечто новое, но дать краткое и цельное описание творческой биографии модельера. Многие и сегодня уделяют немало внимания императорскому периоду ее деятельности, что приятно глазу и слух ласкает, исключая советский период, пошива «демократической» (будучи честными с собой, назовем ее простой и скучной, в сравнении с платьями периода модерна и императора) одежды для народа. Советские искусствоведы и историки костюма, напротив, говорят о трагической судьбе, героическом служении народу, патриотизму, освобождении женщин от корсета (будто это немецкий плен), от которого все же избавился Пуаре. Мы будем объективны (хотя моде модерна уделим большее внимание, в силу обильности материала), потому дадим лишь краткие биографические сведения о Ламановой, не касаясь ее личности, но обратим много внимания на ее творчество.


Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Семья была на грани разорения, когда двадцатилетняя Надежда после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь.



Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Ламанва в 1879 году переходит на самостоятельную работу — закройщицей в известную мастерскую Войткевичей. И буквально сразу делает большие успехи — профессия была выбрана верно.




В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров.


Уже будучи не только владелицей собственного ателье, но и директором преуспевающей школы, Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними модными коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. С завидным упрямством, так свойственным ее натуре, она зубрит историю национального костюма – и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени (этнические мотивы были в 1880-1900х на высоте, и в самых продвинутых кругах считались официозным мэйнстримом).


В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестер Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Мастерская ее в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке в доме Адельгейма.


Художница была первой, кто оценил идеи знаменитого французского модельера П. Пуаре. Она начала создавать модели без корсета уже во второй половине 1900-х годов. Кажущаяся свобода фигуры в костюме модерна не более чем иллюзия, создаваемая легкостью и подвижностью тканей, перетеканием причудливых орнаментов с поверхности одной детали на другую. Силуэт же создавался жестким длинным корсетом.


Отказ от корсета требовал совсем иной конструкции, справедливо называемой стилем "неогрек" или "неоклассицизм" (термин, принятый для этой эпохи только в России). Знаменитая туника "a la russe" (тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом и столь популярная в Европе 1810 года) возродилась в 1910 году усилиями и Пуаре, и Ламановой.
В 1917г., после революции, Ламанова остается в России. По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.Она принимает участие в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских».

В том же 1919 году Ламанову заключают в Бутырскую тюрьму, обвинение ей не было предъявлено, и, благодаря вмешательству Максима Горького (его жена была клиенткой Ламановой), после двух с половиной месяцев заключения, ее освободили.


В период с 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма.
С 1921 года она работает в театре Вахтангова. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке.


В 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке "Art Decoratifs" в Париже «за костюм, основанный на народном творчестве». Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль "a la russe" в те годы стал чрезвычайно моден в Европе. Платья Ламановой, были представлены на выставке с полагающимися аксессуарами — обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша. В то же время Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту».

Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в "Ателье" и "Красной ниве", где формулирует принципы реформирования модельного дела, прежде всего в статьях: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.), «О целесообразном костюме».



С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.В середине 20-х годов Ламанова возглавила кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и других организаций для внутренних и международных выставок, и продолжала работу в Кустэкспорте вплоть до 1932 года.


До конца жизни (15.10.1941) Ламанова продолжает создавать костюмы для театра и кино. Она одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», "Иван грозный", «Ревизор»; в глубоко пенсионном возрасте создает шедевры театраль
ного костюма для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», "Последних дней Турбиных", оперы "Борис Годунов" и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий