8 июн. 2011 г.

Русские сезоны. Шехерезада.

На рубеже 19-20 веков в русском балетном искусстве появился "роковой ориентализм". Женщина - эротичный вампир, пожирающая мужскую энергию,- миф, чрезвычайно распространенный в это время. Появился и новый тип любовника - премьера. Он - часто раб, или объект сексуальных домоганий властных роковых красавиц, для которых чувственная сиюминутная любовь - "здесь и сейчас" - дороже жизни...

По-своему он преломился в "ориенталиях" Михаила Фокина."Шехерезада" (1910 год)- самая известная из них. Она создана по мотивам известных сказок "Тысяча и одна ночь", вернее по введению к ним.
1910 год, программа к балету "Шехерезада", рисунок Бакста.

Для балета использованы отдельные части симфонии Николая Римского - Корсакова, которая стала эмоционально благодатным "цветистым фоном". Благодаря балету ее теперь знают во всем мире - до сих пор она появляется почти в каждом балете о Нижинском.
 1910 год, эскиз декорации к балету"Шехерезада", сценография Бакста.


 
Разгул инстинктов разуму вопреки есть в "угаданных" Фокиным "Половецких плясках" Бородина, в чувственных пластических откровениях его "Шехерезады" - одной из тысячи ночей
дягилевского Русского балета. Многие подсказки шли от художников - сдержанного, словно медитирующего Рериха, впоследствии ушедшего на Восток и "пиршествующего красками" Бакста, уехавшего на Запад.






 
 Терпки, красочны (в декорациях - бирюзовые, изумрудные, оранжево - красные тона, обилие ковров, светильники, занавесы; в костюмах - жемчуга, драгоценные камни), ослепительно экзотичны эти" балетные ориенталии" начала века.
В них также роскошь и пиршество плясок, особенно в вакханалии, явственным лейтмотивом кторой была откровенная эротика.
"Я знаю, что не так танцуют на Востоке, не так живут... Восток, хотя и основанный на настоящих арабских, персидских и индийских движениях, был все-таки Востоком вымышленным. Танцовщицы с босыми ногами, танцующие главным образом руками и корпусом... как это было далеко от балетного Востока того времени",- писал сам Фокин.
Танец в сочетании с действенной пантомимой господствовал в финале балета, где каждый танцовщик вносил свой орнамент в изощренную пластическую ткань "Шехерезады". И надо было быть Нижинским, чтобы не затеряться в этом пряном раю. В партии Золотого раба его сравнивали то со змеёй, то с пантерой - он обвивался вокруг Зобеиды, ластился к ней - опасный и сладострастный."Рубинштейн была удивительно хороша в танце; гибкая как ростник, она качалась в такт музыке",- в воспоминаниях пишет Бронислава Нижинская.



"Шехерезада" стала не только "гвоздем" второго Русского сезона в Париже, но и оказала огромное влияние на культуру и даже моду своего времени. Ею восхищались во всем мире, только Россия долгие годы не была знакома с ней... В 1993 году Андрис Лиепа начал возобновление трех шедевров из короны Русских сезонов - балетов "Шехерезада", "Петрушка" и "Жар- птица" с участием внучки Михаила Фокина - Изабель Фокиной. Восстановленные балеты были сняты на кинопленку и родился фильм "Возвращение Жар - птицы", который завоевал призы на различных кинофестивалях в России, Америке, Франции...

Комментариев нет:

Отправить комментарий